Учитель-логопед Тамочкина Елена Васильевна

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа  детей, имеющих отклонения в речевом развитии.

   Для  детей с недостаточно развитым фонематическим слухом  характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи.     Нарушения фонематического слуха  препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения  умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются  фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным  аппаратом ведёт к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь отражается  на процессах овладения чтением и письмом.

      Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.

    Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка.  Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и  развивается в процессе общения с окружающими близкими.

     Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:

узнавать  наличие данного звука в слове;  различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем

БАНКА-КАБАН     НОС-СОН ;                                                

 различать слова, отличающиеся только одной фонемой СЫР – СОР, БОЧКА – ПОЧКА.

     Фонетический слух осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов: все звуки должны произноситься нормировано, чтобы их смогли опознать слушающие.   Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное.

Игровые упражнения, направленные на развитие

фонематического слуха у детей.

1 этап. Игры  на узнавание и различение  неречевых звуков.

1.Игра «Покажи, что звучит».                                                                                Взрослый  приводит в звучание один из предметов, спрятанных заширмой. Затем ребенку предлагается показать звучавший предмет и еще раз его «озвучить», проверив себя.

2.Игра «Повтори за мной».                                                                                            Ребенок вслед за взрослым должен воспроизвести идентичное звучание одного из имеющихся у него предметов. Восприятие звуковых сигналов осуществляется на слух.

3.Игра  «Самый , внимательный».                                                                            По инструкции дети выполняют различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук свистка дети должны поднять руки вверх, на звук дудочки — удерживать руки впереди, а на звук шарманки — развести их в стороны.

4.Игра «Узнай по звуку».                                                                  Взрослый предлагает детям закрыть глаза («наступила ночь»), внимательно послушать, узнать и назвать, какие звуки они услышали (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колокольчика, кашель и т.п.).   Дети прослушивают от 2 до 5 звучаний. Затем они по команде («день») открывают глаза, указывают на звучавшие предметы или их изображения и называют запомнившиеся звуки или предметы, их издающие.

2 этап. Игры, направленные на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.                                                                          

При различении степени громкости звука дети знакомятся с громким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо — далеко, громко — близко), прислушиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствительности). Используются упражнения, направленные на выработку невербальных и вербальных реакций на громкие и тихие звуки.

1.Игра  «Найди мишку».                                                                                    Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала (например, бубна).

2.Игра  «Близко — далеко».                                                                                Взрослый включает магнитофон и воспроизводит аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором увеличивает или уменьшает громкость звучания. Дети должны ответить предложением, далеко или близко слышится голос (например, мяуканье кошки).

3.Игра  «Тишина».                                                                                                       Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать (нарисовать), что они услышали.

4. Игра «Коробочки гремят».                                                                             Ребёнку  предлагают   послушать звучание 6 коробочек (2-х с манкой, 2-х гречей, 2-х с горохом). Все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребёнку предлагают   потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки.

Определение длительности неречевых звуков осуществляется в упражнениях, направленных на различение длительных и коротких сигналов с помощью невербальных и вербальных ответов.

5.Игра  «Покажи звук».                                                                                          Детям раздают по две карточки: на одной из них изображена короткая полоска, на другой — длинная. Взрослый бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответствующую длительности звука.

6.Игра  «Нарисуй звук».                                                                                              Дети под звучание гармоники рисуют на карточках полоски: длительному звуку соответствует длинная полоса, короткому — короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.

7.Игра  «Высоко — низко».                                                                                    Дети идут по кругу. Педагог воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино, гармонике). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки — приседают.

8.Игра  «Угадай звук».                                                                                          Перед каждым ребенком на столе лежат по две игрушки: одна звучит низко, другая — высоко (барабан и игрушка, издающая писк; погремушка и свисток; барабан и колокольчик и т.д.). По словесной команде  («Высокий звук» или «Низкий звук») дети выбирают подходящую игрушку и проверяют себя, воспроизводя звучание.

9.Игра  «Похожие звуки».                                                                                 

На доске выставляют ряд картинок, на которых изображены животные, птицы, различные предметы (картинок больше, чем последующих звучаний). Дети называют предметы на картинках. Взрослый просит их внимательно прослушать звучания (высокие и низкие), выбрать подходящую картинку и объяснить свой выбор.

10.Игра  «Собака и щенок».                                                                                       Дети прослушивают аудиозапись голосов взрослой собаки и щенка, соотнося звучания их с изображениями животных. После этого взрослый сообщает, что собака и щенок хотят прийти в гости и известят о своем приходе голосом. Дети, ориентируясь на высоту звуков, должны определить, кто первым пришел, а кто — следующим: щенок или собака.

11. Игра "Три медведя".                                                                                      

На доске выставляются картинки с изображением трёх медведей ( медведя, медведицы и медвежонка) Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

12.Игра "Узнай по голосу".                                                                              

Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).

13.Игра «Угадай, кто позвал».                                                                                  Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!») , а тот отгадывает, кто его звал. Последний вариант этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится.

  Определение количества звучаний и звучащих предметов осуществляется в процессе подсчета:

· последовательных однородных сигналов;

· последовательных контрастных сигналов;

· предметов, последовательно воспроизводящих контрастные звучания;

· предметов, одновременно воспроизводящих контрастные звучания.

Вначале используются звуки, воспроизводимые натуральными предметами, затем — аудиозаписи. Количество звуков и звучащих предметов, подсчитывается детьми с помощью символов (палочек, фишек и т.п.). Задания нужно предъявлять в игровой форме.

14.Игра  «Один — два».                                                                                      Взрослый договаривается с двумя детьми о том, что на один сигнал (удар палочкой по барабану) встает один ребенок, на два сигнала — два ребёнка. После этого дети садятся спиной к логопеду и встают по условленному сигналу.

15.Игра  «Мишка».                                                                                              Логопед показывает детям плюшевого медвежонка и говорит :«Мишка пришел к нам в гости и хочет  поиграть. Он очень капризный и часто топает ногами. Когда мишка будет топать, посчитайте, сколько раз он топнул.  Скажите, сколько раз топнул мишка?»

16.Игра  «Ворона».                                                                                              Взрослый сообщает детям, что утром в детском саду была гостья. Она оставила свою «фотографию» (дети по изображению узнают ворону) и «подарок» (аудиокассету). Предлагается прослушать «подарок» (аудиозапись голоса вороны). После прослушивания дети пробуют отгадать, что «сказала» ворона. При этом соотносится количество услышанных звучаний («кар») с количеством слов в предложениях, составляемых детьми.

17.Игра  «Сколько звуков?»                                                                                     Дети прослушивают аудиозаписи различных звуков (голоса животных, птиц, шумы) и определяют их число.

18.Игра  «Сколько предметов?»                                                                           Взрослый одновременно воспроизводит звучания 2-3 предметов, имеющих контрастные звучания (например, свистка и погремушки; бубна, пищалки и свистка). При этом зрительное восприятие детьми звучащих предметов исключается. Дети определяют число звучащих предметов.

19.Игра  «Покажи, где звук».                                                                            Посередине комнаты становится ребенок, которому завязывают глаза. Он — «водящий». Остальные дети делятся на две команды и становятся спереди и сзади (или справа и слева) от водящего. По знаку ведущего одна из команд приводит в звучание музыкальные игрушки. Ребенок с завязанными глазами движением руки показывает, где он слышит звуки, т.е. определяет направление источника звуков.

20.Игра  «Круг».                                                                                                 

Дети образуют круг. Одному из детей завязывают глаза и ставят его в центре круга. Остальным вручают различные звучащие игрушки. По знаку взрослого кто-либо из детей приводит в звучание свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами идет по направлению звука и дотрагивается до звучащей игрушки. Затем эти дети меняются местами.

3 этап. Игры, способствующие умению  различать слова, близкие  по звуковому составу.                            

1.Игра "Правильно - неправильно".                                                              Взрослый показывает детям картинку и чётко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: « Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон – вакон – факон – вагон  – факом -  вагом». Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака».  Услышав неверно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

2. Игра "Слушай и выбирай".

 Взрослый  выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи, мишка, мышка, миска и т.д.  Затем он называет 3- 4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке.

3.Игра « Похожие слова».

 Взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому даёт по картинке. Ребёнок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получится примерно такие ряды картинок:

Ком      бак     сук     ветка     каток      горка

Дом      рак     лук     клетка   платок    корка

Сом      мак     жук    пятка     листок   норка

4.Игра "Доскажи словечко". 

Взрослый читает стихи, а ребёнок  договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

Ты не бойся - это гусь,                                                                                                    

Я сама его... (боюсь).

На ветке не птичка –                                                                                                  Зверек-невеличка.                                                                                                

 Мех теплый, как грелка.                                                                                      

Зовут его... (белка).

5. Игра «Исправь ошибки».                                                                                           Взрослый предлагает детям найти ошибки  в стихотворении и при повторном прочтении его исправить их.

“Буква заблудилась”

Неизвестно, что случилось,                                                                                     Только буква заблудилась:                                                                                         Заскочила в чей - то дом                                                                                                   И хозяйничает в нем!                                                                                                         Но едва туда вошла                                                                                                           Буква - озорница,                                                                                                         Очень странные дела                                                                                                     Начали твориться ...                                                                                            

Посмотрите - ка, ребятки,                                                                                    

Раки выросли на грядке!                                                                                                   На виду у детворы                                                                                                         Крысу красят маляры.                                                                                                 Тает снег. Течет ручей.                                                                                                    На ветвях полно врачей.                                                                                          Мама с бочками пошла                                                                                                     По дороге вдоль села.         (А. Шибаев)

Можно использовать двустишия со словами - паронимами.

 В лесу живет сазан. По реке плывет фазан.

 Заяц спрятался за бочку. Огурцы положим в кочку.

 Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки.

 На обед дали вкусный халат. У Алёнушки новый салат.

 В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.

 

4 этап. Дифференциация слогов.

 1.Игра «Лишний слог».                                                                                           Взрослый произносит слоговой ряд, например: на - на - на – па. Дети определяют, что здесь лишнее. Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и т.д.

2.Игра « Одинаковые или разные слоги».                                                       Взрослый вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например “па”. Ребенок вслух повторяет его. Логопед или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: па - па, па - ба или ва - фа, ва - ва  и т.д. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и взрослым, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные.

3.Игра «Короткие и длинные слова».                                                                    Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно детьми произносит названия картинок, выставленных на доске (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.  

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

5 этап. Дифференциация фонем.

На этом этапе ребенок учится различать фон родного языка. Начинать нужно обязательно с различения гласных звуков.

  Игра "Угадай-ка".                                                                                                          Взрослый раздаёт детям картинки с изображением волка, младенца, птички и объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Девочка  плачет: а-а-а", "Птичка поет: и-и-и". Далее он произносит каждый звук длительно ( а-а-а, у-у-у, и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.  

 Затем игра усложняется. Варианты игры:  1) взрослый произносит звуки кратко; 2) детям раздают вместо картинок  символы гласных звуков ( по Ткаченко); 3) в ряд гласных а, у, и   включают другие звуки, например   о,ы,э,  на которые дети не должны реагировать.

       Аналогичным  образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.                                                                        

    При использовании игр по развитию фонематического слуха дошкольники  учатся различать звуки сходные по акустическим или артикуляторным признакам, намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. В результате такой работы  у детей  улучшается  произвольная  саморегуляция    и  активизируются  процессы  коммуникации.

                                           Литература:

Лукина Н.А., Никкинен  И.И. «Научите меня слышать» ( Развитие слухового восприятия, внимания, памяти), СПб.: «Паритет», 2003.

  Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»,М.: «Институт практической психологии», 1997.

  Черкасова Е.Л. «Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции ( диагностика и коррекция), М.: « АРКТИ», 2003.

  Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. «Логопедическая работа с дошкольниками», М.: «Академия», 2003.

  Шибаев А. «Язык родной, дружи со мной», СПб : « ДИТГИЗ»,2008.

21 августа 2018 в 18:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.